Улыбка творит чудеса
Всемирная организация здравоохранения понятие здоровье определяет не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Очень часто говоря о здоровье и сберегающих его технологиях мы обращаем внимание на физическое состояние, в то время как душевное, психическое остается в тени. А между тем оно является очень важной составляющей для полного благополучия человека, тем более ребенка.
Я работаю с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Основным направлением работы с такими детьми является преодоление речевого дефекта. Но нельзя забывать о том, что у таких детей помимо недоразвития всех сторон речи есть еще и нарушение высших психических функций и нарушение эмоционально-волевой сферы. У них могут наблюдаться раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Ребенку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности и легкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми. Кроме того, у детей с ОНР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства.
Коррекционная работа должна охватывать все сферы развития ребенка только тогда она принесет эффективные результаты.
В нашем детском саду с детьми компенсирующих групп работает педагог-психолог, но он не всегда находится рядом с детьми. Поэтому часть работы по преодолению трудностей в развитии эмоционально-волевой сферы детей проводят воспитатели и учитель-логопед.
Я вам предлагаю мастер-класс «Улыбка творит чудеса», в котором будет представлена непосредственно образовательная деятельность, направленная на развитие эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой, а также интеллектуальной сферы. Работа построена на основе игровых упражнений, для обеспечения психически комфортного пребывания ребенка в группе.
Цели:
1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
Задачи:
1. Развитие умения различать эмоции по их проявлениям.
2. Развитие выразительной мимики.
3. Проигрывание различных эмоциональных состояний.
4. Расширение представлений детей о том, что музыка может характеризовать эмоционально-чувственную сферу людей
5. Дать опыт проживания негативных ситуаций.
6. Снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: куклы с эмоциями: грусть, радость, злость, страх. Аудиозаписи с музыкой.
Логика НОД
Приветствие. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Игра «Передай улыбку» (Игра на создание положительного эмоционального настроя детей)
Появление главных персонажей.
Логопед: - Сегодня к нам в гости пришли эмоции (Из-за ширмы появляются куклы – эмоции).
- Узнаете вы их? Эмоции пришли к нам не просто так, они приготовили для нас различные задания и игры.
Логопед надевает на руку перчаточную куклу грусти:
Логопед: Посмотрите, ребята, какую эмоцию показывает эта кукла? Посмотрите на выражение этой куклы. Какое чувство она испытывает? Посмотрите на выражение ее лица, что произошло с ее ртом? Бровями? Какое у нее выражение глаз? (Ответы детей: грустная, печальная, губы опущены вниз, брови полумесяцем вниз, глаза печальные).
Включается аудиозапись с шумом дождя.
Логопед: - Слышите? Пошел дождь, и стало сразу грустно.
Этюд «Плохая погода»
Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.
Логопед: - Какое у вас настроение? Изобразите на лице грусть. Но дождь, наконец, закончился (аудиозапись выключается, но все еще грустно).
- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет наша эмоция грусти, ей тоже надоело грустить, и она приготовила вам стихотворение.
Я от грусти не заплачу,
Поведу себя иначе
Чтобы грусти не бояться,
Надо весело смеяться!
- Давайте вместе проговорим этот волшебный стишок.
- А мы умеем смеяться? (Дети: - да, весело смеются).
- Посмеялись, вот и грусть ушла!
Организация беседы на тему злости.
Логопед: - Нас ждет еще одна эмоция. (Педагог берет куклу злости, звучит аудиозапись музыки Е. Вотлярова «Драчун»)
- Посмотрите на выражение лица. Что произошло с ее ртом, бровями? Какие у нее глаза? Что это за эмоция? (Дети описывают куклу и правильно ее называют)
- Правильно, это злость. Попробуем изобразить эмоцию злости. Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать. Изобразите гневного, злого человека. (Дети по очереди выполняют задание). Постарайтесь зло сказать фразу, стиснув зубы: «Сегодня шел дождь».
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Злость приготовила для нас игру, которая называется «Дракон кусает свой хвост».
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит веселая музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймал свой хвост, то роль головы дракона назначается другой человек. - Дракон злится, потому не может поймать свой хвост. Но мы с вами не будем злиться и все чего мы хотим, исполнится!
- Вот два волшебных мешочка один черный, другой красный. В черный мы спрячем всю злость, покричим в него каждый по очереди: - Уходи злость! Теперь крепко завяжем и спрячем, и вся злость исчезнет. А в красный мешочек пошепчем свое самое заветное желание, а потом выпустим из мешочка, и ваше желание исполнится, только желание должно быть добрым!
Организация беседы на тему страха.
Логопед: очень часто люди злятся, когда чего-то боятся. Посмотрите, какая эмоция готовит для нас следующие задания. (Педагог берет в руки куклу страха, включается музыка Д. Каблевский «Петя и волк» - отрывок.)
- Да, это эмоция страха. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы: он дрожит, он сворачивается клубочком, у него округляются глаза, он замирает).
Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень плохо говорить, дрожать, плакать. Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.) Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь».
А теперь кукла страха предлагает вам закончить ее предложения:
Когда я боюсь, я …. Я боюсь, когда слышу….
У каждого человека свой страх, каждый чего-то боится. Давайте нарисуем сейчас свой страх.
На листах бумаги дети изображают свой страх.
А теперь пусть каждый из вас расправится со своим страхом: вы можете делать с ним все, что хотите, — порвите, сомните, растопчите, выбросите. Больше он нам не страшен!
Молодцы!
Организация беседы на тему радости.
Логопед надевает на руку перчаточную куклу радости:
- Что это за эмоция? Как вы догадались? (Ответы детей: радость, она улыбается, ей весело).
Логопед: - Правильно, по лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается, смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены. А что чувствует радостный человек? (Ответы детей: добро, он пляшет, веселится). У радостного человека появляется уверенность в себе. Ему хочется плясать, петь, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. Покажите, какая поза, и какая походка у радостного человека. А мы с эмоцией радости с удовольствием подвигаемся с вами (Включается «Полька» Рахманинов, в этом упражнении должны поучаствовать все дети).
Задание: «Закончи предложение»
Логопед: - А теперь вам необходимо закончить предложения, которые приготовила вам эмоция радости.
«Когда я радуюсь, я (улыбаюсь, прыгаю, пою, смеюсь) ». «Я радуюсь, когда вижу… .(подарки, мамино лицо, торт… .) ».
Логопед: - Молодцы. А вы почувствовали, что когда мы с вами говорили о радости, нам тоже становилось весело, радостно? (Ответы: да)
- Ну вот, ребята мы и познакомились со всеми гостями. Скажите, какие эмоции были у нас в гостях?
- Давайте изобразим их с помощью выражения лица. Молодцы!
- А теперь улыбнемся друг другу, ведь вы замечательные дети!
Ритуал прощания.
Давайте попрощаемся и передадим искорку добра и хорошего настроения с помощью рукопожатия!
До свидания!
|